Откуда взялись музыкальные поединки

Эпоха барокко – время музыкального перелома, когда вокальная музыка Ренессанса начала вытесняться музыкой инструментальной, а люди – понимать, что разные инструменты должны между собой как-то взаимодействовать. Тогда и появился привычный нам жанр концерта, название которого первоначально значило «контрастировать» или «бороться». И не потому, что каждый из музыкантов пытался что было сил перещеголять другого в исполнительском мастерстве, а потому, что каждый инструмент получал возможность выразить себя не только сольно, но и в переплетении со звучанием других. Зачастую концерт превращался в поединок не столько для музыкантов, которые просто собирались поиграть вместе, сколько для зрителей, которые могли оценить и сравнить и разные инструменты, и разных композиторов.

 

Впрочем, настоящие поединки тоже случались. Широко известна дуэль Иоганна Себастьяна Баха с французским органистом Луи Маршаном, исход которой был настолько очевиден, что она даже не состоялась. На концерте при королевском дворе Маршан блестяще исполнил французскую арию на клавесине, вызвав, по обыкновению, восторг публики. Но вскоре народный любимец был забыт: как только Баху предложили опробовать клавир, он на слух воспроизвел ту же мелодию, которую только что играл Маршан, только дополненную 13 искусными и сложными вариациями.

Историк Фридрих Марруг писал: «Маршан, который до сих пор не встречал среди органистов себе равных, был вынужден признать несомненное превосходство своего нового соперника, ибо, когда Бах взял на себя смелость пригласить его к состязанию в игре на органе и набросал на листке бумаги тему для импровизации, господин Маршан не только не явился в назначенное время к месту состязания, но счел благоразумным удалиться из Дрездена».

__
Следите за концертами Amadeus Concerts